?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Уже более 100 лет назад историки Донского казачества не сомневались в Вятских (Хлыновских) корнях своих земляков. Этому было найдено довольно много свидетельств. Однако у нас, на исторической родине российского казачества данный вопрос не обсуждается и более того, совершенно неизвестен. Пора восполнить этот зияющий пробел и познакомить заинтересованную общественность с некоторыми документами.
Сначала отрывок из булгарской летописи Джагфар Тарыхы.

</p>

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/10_History/Djagfar_Tarihi/Volume2/DjagfarTarihiV2P9Ru.htm


В ней много спорного и предвзятого, но дыма без огня не бывает.

«Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий
отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по
приказу кана Гази-Бараджа из одних только (бежавших от русских князей )
заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения
Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали
из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья (Карино*) и
ряд других селений (вероятно, Кошкаров, Котелной, Мукулин).
Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах
Гази-Бараджа 1238–41 гг. (имеется в виду поход монголов и булгар на Киев и Польшу).
После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть
нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате.
Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами».

(комментарии в скобках кроме отмеченной * - Е. Х.)

А вот отрывок из послания митрополита Иова 1452 г.
«От Ионы митрополита Киевского и всея Руси на Вятку и всю Вятскую землю, воеводам земским Якову Пугвину и Оникею и Юрью Алексеевым Мышкина, и всем ватаманом, и подвойским, и боярам, и купцам, и житьим людям и всему нарицающемуся именем христианству тамошних земель.
Не ведаю как вас и назвать: зоветесь именем «христиане», а живете, делающе зло, горше нечестивых, ни по христианству, ни по крестному целованию, ни по божественному писанию, …своему господарю великому князю грубите и пристаете к его недругу. Издавна с поганством съединяетесь, и с отлученным от Божьей церкви князем Дмитрием Шемякою приходили многожды на великого князя вотчину, на Устюг, на Вологду, на Галич… И с теми христианскими губителями и сами собою вотчину его воюете беспрестанно. Христиан губите убийством и полоном и граблением и церкви Божие разоряете: и кузнь и книги и колокола и всё творите злые и богомерзкие дела, якоже погание.
И ныне снова сими часы воевали великого князя вотчину Сысолу и Вымь и Вычегду, да людей христианских много перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насажали, мужей, старцев и малых деток, бесчисленно пожгли. А иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажали подоббеся злочестивому губителю христианом убийце Ироду. А полону взяли более полуторы тысячи душ, которых ныне у себе держите, а иных в поганство продаете и в дары даёте, да от того своего злого дела не престаёте, а своему господину великому князю зався грубите, а челом ему за свою грубость не бъете …».

Можно видеть, что фамилии на Вятке в ту пору уже были, обратим внимание на «Ватаманов» и прочий антураж, из чего можно заключить, что на Вятке существовала некая казачья республика. Лишь спустя много лет после этого первого послания она была ликвидирована.
Вот запись из Архангелогородской летописи за 1489 год.
"В лето 6997. Князь великий Иван Васильевич послал рать на Вятку воевод своих Данила Васильевича Щеня да Григорья Поплеву а с ними силы москвичи и володимерцы и тверичи и иных городов. А у тверичей воевода Ондрей Коробов да князь Осип Дорогобужский, а у устюжан князь Иван Иванович Звенец, а у двинян князь Иван Лыко, а у важан и у каргопольцов Юрье Иванович Шестак. А царь Казанской Махмед Амин по приказу великого князя послал свою рать 700 татар. А воевода Урак князь Казанской.
А москвичи иные шли коньми, а устюжане и двиняне и важане и каргопольцы и белозерцы и вологжане и вычегжане и вымичи и сысоличи шли в судех. Месяца июля в 24 день пришли на память Бориса и Глеба, а московская конная пришла под Котельнич того же месяца в 30 день, а тотарская – месяца августа во 2 день. А стояла вся сила под Котельничем до Преображеньева дни. А было на Вятке великого князя силы 60 тысяч и 4 тысячи.
А в Преображеньев день (6 августа) пошли к Хлынову, а под Хлынов пришли августа в 16 день, в неделю, в 3 часа дни (около 8 утра). Вятчане же в городе затворишась, а к воеводам великого князя послаша с поминки (с дарами) Исупа Есипова сына Глазатого (фамилия из списка, см. ниже). И воеводы дали вятчанам опас (безопасность парламентёрам).
А на завтра вятчаня сами (самые) люди болшие вышли своими головами бить челом воеводам чтоб рать земли Вяцкие не воевала: А мы великому князю челом бьем и покоряемся всеи воле великого князя, а дань даём и службу служим.
И воеводы великого князя вятчанам отвечали: Целуете же вы за великого князя от мала и до велика, а изменников и коромольников выдаите головами – Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова.
А Вятчане тако рекли: Дайте нам господине сроку до завтрея, а мы то ваше слово скажем всей земли Вяцкой. И срока им дали и Вятчане думали 2 дни, да отказали что им тех 3 человек не выдати. И воеводы всеи силе велели приступ готовити и примёт к городу: всякому человеку по беремяни смол да берест, да на 50 человек по 2 сажени плетеня и к городу плетени приставляли.
Вятчане же видячи свою погибель, сами вышли болшие люди своими головами и добили челом воеводам на всеи воле великого князя. А Ивана Оникиива, да Пахомья Лазарева, да Палку Багадайщикова вывели и воеводам великого князя выдали. И воеводы поковав дали их на руки устюжанам Федору Есипову, Левонтью Манушкину, да Федору Жугунову да Ивоилу Опалипсову, а велели их поставити великому князю на Москве, а подводы им всеи земли Устюжские.
А на Семен день летопроводца 6998 (1 сентября) воеводы великого князя Вятку всю розвели, и отпустили их к Москве мимо Устюг и з женами и з детми, а приставами у них были князь Иван Волк Ухтомской с товарыщи.
И князь великий велел Ивана Аникиива и Пахомья и Палку Богодайщикова кнутом бить и повесити, а иных вятчан пожалова издавал поместья в Боровску, Олексине и в Кременце. И писалися вятчаня слугами великому князю".

Под «всей Вяткой» надо понимать не город или местность. По моим разысканиям так называлось в ту пору воинское сословие. То есть, была выведена Вятская боевая единица, полк, соединение. Кстати, переселенцев с семьями везли от Устюга на подводах.

СТАРАЯ ВЕРА КАЗАКОВ http://kazak-forum.jino-net.ru/history_rus_3.htm
"Говоря о новгородских казаках, нельзя не упомянуть о хлыновцах. В 1174 году отважные новгородские казаки повольники, или ушкуйники, или самовластцы, пришли на реку Вятку и построили град Хлынов и начали общежительствовать самовластно. Из Хлынова (ныне город Вятка) предпринимали они свои торговые путешествия и военные набеги во все стороны света. В 1361 году они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик и разграбили её, а в 1365 году, за Уральский хребет на берега реки Оби. Предводители этих ватаг именовались ватманами. Основанные повольниками общины по примеру Новгорода управлялись Кругом — вечем, где каждый повольник имел равный голос со всеми. Имел город Хлынов и свой вечевой колокол. После разгрома Хлынова в 1489 году Иваном III большая часть его граждан, жаждавших независимости, ушла на Северную Двину, на Каму и вниз по Волге, где обосновались казаки-хлыновцы в районе Жигулёвских гор.
Общность новгородских казаков, включая хлыновских ушкуйников, имеет очень много сходств с донскими.
Так, например, духовенство Хлынова, избираемое вечем, как и донское Духовенство, избираемое кругом, было совершенно Независимым ни от Москвы, ни от Новгорода. Московский митрополит Геронтий, современник Ивана III. писал в 1471 году, что он не знает даже, кто там духовенство и где оно рукополагается. Эта особенность духовной жизни народа — выдвижение из своей среды достойных кандидатов в священники, свойственна лишь новгородцам и хлыновцам, донцам, уральцам и терцам". (Андрей Бартенев)


Е. П. Савельев «История Дона и Донского казачества».
"Еще в 1181 году эти отважные купцы-воины основали на р. Вятке свой укрепленный стан, город Хлынов (переименованный в конце XVIII в. в Вятку), и оттуда уже стали предпринимать походы вниз по Волге.
Хлыновская община управлялась, как и Новгород, вечем, во главе которого стояли избранные народом „атаманы”. Община эта была сильнейшею на всем северо-востоке России; жители ее пахали землю и сеяли хлеб, торговали с другими новгородскими и московскими областями, с казанскими татарами, волжскими и камскими болгарами, действуя где мирным путем, а где огнем и мечом. К концу XV в. эти отважные купцы-воины сделались страшными по всему Поволжью не только для татар, но и для русских.
По свержении татарского ига (в 1480г.), Иван III обратил внимание на этот беспокойный и неподвластный ему народ, и в 1489 г. Хлынов был разгромлен и присоединен к Москве. Главные народные вожаки Аникиев, Лазарев и Богодайщиков были в оковах отправлены в Москву и там казнены. Жители и купцы переселены в разные города московского княжества. Но самый беспокойный и свободолюбивый элемент Хлынова не схотел покориться Москве и рассеялся по северу и востоку России. Большая часть этих удальцов с женами и детьми двинулась вниз по Волге и укрылась в Жигулях. В первой половине XVI ст. эта удалая вольница с Волги перешла волоком на р.р. Иловлю и Тишанку, впадающие в Дон, а потом, при появлении в низовьях Дона азовского, белгородского и запорожского казачества, расселилась по этой реке вплоть до Азова".

http://evgrsaveliev.narod.ru/history_2/history_2_4.html

"Хлыновцы - загадочный казачий народ. Есть разные версии его появления.
На вятской земле, по разысканиям атамана станицы Северюковской В.И. Меньшенина, казаки жили по реке Юг в Подосиновском районе. Есть предположение, что когда границы России расширялись на восток, то в вятском крае то тут, то там возникали казачьи заставы. Иначе откуда взялась в Орловском районе деревня Казаковцевы? В одной летописи говорится, что "...в Хлынове мужики с казаками стали вести себя нехорошо: гикают, на конях ездят..." Состояли казаки и на службе у вятского губернатора. По историческим данным, атаман Ермак набирал свою ватагу в кайских лесах. Вятка когда-то была ссыльным краем, потомки сосланных казаков и по сей день живут здесь. (Получается, что первыми сибирскими казаками, пришедшими с Ермаком, были донские и вятские казаки.)

http://garshin.ru/history/russia/cossac ... ossac.html

1609 г. Смутное время. В послании вятского воеводы кн. Ухтомского к пермичам о помощи так изображаются бедствия Котельнича: “государевы изменники воры, вятские казаки, которые были под Свияжском, собрався с чебоксарскими и козмодемьянскими, и шанчуринскими и с царегородскими и яранскими стрельцы и со всякими с русскими воры, и с луговою черемисою со многими людьми, и пришед из Яранска к Вятке, Котельнич городок взяли и церкви Божии осквернили, и образы одрав покололи, и сотника стрелецкого Захара Попова на кол посадили, и многих людей побили, а жен и детей позорят, а крестьян до основания разоряют: сели в Котельниче, а из Котельнича во все городки пишут воровствам всяческим, чтоб им всю Вятскую землю прельстить и к вору привесть”. http://www.kotelnich.info/history/stsh.shtm

Впервые слово «Ватаман» встречается в договоре Новгорода с великим князем, датированным 1279 г. (Акты Великого Новгорода и Пскова), – как глава промысловой ватаги в Поморье. Само же слово в первоначальном значении означает – старший над пастухами, гуртоправ. Не исключено его изначально готское происхождение. Слово Ватага - очень близко по звучанию к слову Вятка. Это варианты одного и того же изначального понятия - некий "боевой строй".

В Приуралье на верхней Каме находились огромные владения купцов Строгановых, которым царь разрешил нанимать отряды казаков для охраны их имений и завоевания пограничных сибирских земель. В 1581 году купцы Строгановы пригласили атамана Ермака (Василия Тимофеевича Аленина, заметим, у нас на Вятке есть фамилия Олюнин ) с дружиной для защиты от набегов сибирского хана Кучума, Большой наемный казачий отряд во главе с Ермаком двинулся на восток.
Бытует мнение, что Ермак отправился самовольно, перед этим разгромив имение Строгановых и захватив всякое добро.
Перевалив Уральский хребет вдоль реки Чусовой, пошли вниз по реке Тагилу, добрались до реки Туры, где произошло первое сражение с татарскими князьями, закончившееся победой Ермака, Возле урочища Караульный Яр Ермак победил татар благодаря хитрости. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и неожиданно обрушился с тыла на врага. Заметим, эта военная хитрость схожа с описанной в Вятском предании в эпизоде о взятии Чудского городка новгородцами.

На Тульском казачьем форуме есть списки Донских казаков 16-17 веков.

http://tulalife.ru/forum/index.php?showtopic=2080 :
"Перед Вами, заинтересованный читатель, список двух казачьих сотен, которые охраняли границы земли Русской более 400 лет назад.
Итак, Лета 7096 от сотворения мира или 1588 года, как сейчас говорят. Пограничный город Дедилов, но еще не на Кавказской черте, а в Тульской области. Вдоль пограничной реки Шиворони раскинулись городские слободы Луговая и Дергилева, названные по имени казачьих сотен в них расквартированных, они здесь появились почти 400 лет назад в 1552 году и границу охраняли, и город строили, и землю от Царя-батюшки за азовскую и черкасскую службу получили. Вот их имена.
..............................................................

Я не ошибусь, если скажу, что более старого списка казачьих сотен не существует. Люди с этими фамилиями живут в этих местах и ныне, а сколько их погибло на этих рубежах, до сих пор сохранились остатки братской казачьей могилы, разоренной уже в нашем веке в 50-е и 80-е годы, а лежат там казаки, судя по казачьим нательным крестам-анколпионам, которые там находят, с XV-XVI века и сыпятся под откос казачьи косточки добавляя бесславия и презрения к временам нынешним. Но не все так мрачно, потихоньку восстанавливается местная народная культура, рукам самого народа, так восстановлена старейшая казачья Пятницкая церковь XVI века, что в Луговой слободе. Расписанная местным самоучкой, она стала жемчужиной этих мест". Есаул Лепехин А.Н.

Обратим внимание, казачьи могилы на верхнем Дону датируют рубежом 15-16 в. Характерные для особого рыцарского сословия (вятших людей, казацкой старшИны?) кресты энколпионы находят и на вятских городищах (Ковровы, Никульчино, Чурша, Слободской, но не Киров). Они несколько больше нательных, состоят из двух створок, между которыми хранились св. реликвии (кусочки мощей, молитвы и т. п.). На середине креста - изображение особо почитаемого святого (Михаила-архангела, кн. Бориса и Глеба, св. Николы, Спаса, Богородицы), а на концах в отдельных кружочках - др. святые. Предположительно, энколпионы пришивали на груди к одежде. В настоящее время их можно видеть на головных уборах высших церковников. Крест-энколпион с шариками по крам изображен на Вятском гербе. Говорят, знатные вятчане еще в 19 в. украшали такими крестами свои дома.
Многие фамилии полностью или частично совпадают с Вятскими (современными или известными по описям 17 века). Это вряд ли случайно. К тому же есть очень характерные топонимические фамилии: Кошкоров, Микулин, Котелнин, Волков, Колинин и др. Этот документ требует внимательного изучения.

Из летописей следует, что сразу после взятия Вятки в 1489 году всё её население (включая Каринских татар и, вероятно, вотяков) было приведено к крестному целованию, – присяге на верность Московскому князю. После этого часть из них была выведена с Вятки. Всё сказанное подразумевает перепись населения: «и писались вятчане слугами великому князю». А следовательно, было произведено присвоение фамилий тем, у кого их не было. Запись по фамилиям упрощает учет населения, проведение последующих переписей, наложение и сбор налогов, уголовное преследование. В централизованной по примеру империи Монголов и «Золотой Орды» Московии эта процедура была совершенно естественна и необходима.

СПИСОК ФАМИЛИЙ КАЗАКОВ ДОНА СОВПАДАЮЩИХ С ВЯТСКИМИ

(в скобках указан вятский аналог в случае значительного расхождения):

Дергилев (Дёргачев), Дорощин (Дороничев, Доронин), Демин (Демин, Демков), Бабичев (Бабин, Бабинцев, Бабищев), Васильев (Васильевых), Грязен (Грязных), Гогаринов, Долматов, Леденев, Харин, Харкин (Каркин), Шилов, Мачехин, Уколов, Чорной (Черных), Рослаков (Росляков), Колесников, Котерин(?), Ишин (Ившин), Полуской (Полушкин), Негев (Неганов), Лихачёв, Онохин, Проскурин, Боранников (Бронников), Бородин, Бубнов, Бредихин, Истомин, Глазатов, Глухов, Грешной (Грехнев, Грехов), Ерин, Кононов, Копаев (Копанев), Косицин (Косицкий), Мальцов (Мальцев), Луков (Лукин), Матеха (Матехин), Лосков (Носков?), Помелев (Помелов), Полухин, Резанцев (Рязанов), Репин, Свиридовской (Свиридов), Софонов, Стукалов, Тотаринов, Федосов, Черницов, Арестов, Бурцов (Бурков), Девятов, Есипов, Костиков, Куприн, Ларин, Лопаткин, Лунев, Марфин, Микитин (Никитин), Нестеров, Обухов, Огеев (Агеев), Полуской (Полушкин), Расев (Рысев), Родогин (Родыгин), Савин, Скоков, Скореков (Скорев), Филипов, Хохунов - Хохлунов (Холунов?), Нестеров, Радыгин, Рыков, Ясютин (Евсютин), Шемякин, Ширяев, Максимов, Шавереньев (Шавырдин), Морозов, Кузмин, Аникеев, Воробьев, Бурцов (Бурков), Карпов, Собакин, Трухин, Раков, Романов, Тарасов, Титов, Якимов, Чиков (Чирков?), Юдин, Шилин, Колотой (Колотов), Колобков (Колобов),
Якунин, Жуков, Угеев (Агеев), Сезенев, Стрельников, Мезин (Мезенцев), Малой (Малых), Маковлев, Зуев, Зубарев, Кашин, Сысоев, Путятин, Маврин, Куврин (Гаврин?), Шушин (Шошин), Кодлоков, Окулин (Окулов), Логвинов, Седелник (Сидельников), Киреев, Чеботарев, Ширяев, Филимонов, Шамров (Шаромов), Манин (Минин), Кислинский (Кислицын), Красношеин (Кривошеин), Шмакав (Шмаков), Якимов, Хавкин (Халевин?), Колепанов (Корепанов), Пущин (Гущин?), Карадин (Кардин, Хардин?), Костиков, Ябузов (Арбузов?), Ушеков (Ужегов, Ожегов), Долгов, Иахрин (Вахрин), Калуев (Холуев), Шилин (Шилов), Торушененин (Трушнин), Девочкин (Деулин), Выростов (Выродов?), Лепехин (Лепунов, Ляпустин?), Лунев, Телпин (Тюпин?), Михолищев (Михонин?), Платов (Платунов).
От имен: Миня (Минин), Елка (Елкин, Елькин), Злоба (Злобин), Полушко (Полушкин), Булгак (Булдаков), Худяк (Худяков). 

Фамилии иногда давали от имени отца. Но выбор имён в каждой местности и в конкретный период времени до сих пор специфичен. Мода на имена была во все века. Поэтому схожесть отъимённых фамилий тоже о многом говорит. Кстати, такие фамилии в список совпадений были включены только отчасти.

Особо выделим редкие и топонимические фамилии:
Хохлунов – Деревня Хохловская Котел. уезда
Дудолад – Дудоладовых, Дудоладов
Весна – Веснин,
Белобрагин (Кукарка: В деревне Белой жили Брагины)

Ушеков - Ужегов. Между Слободским и Карино есть речка Ужеговица, на ней до сих пор живут удмурты. Но и ужей там предостаточно, так что фамилия может быть и русской, по гидрониму. Вообще, надо обратить внимание на "непонятные" фамилии, они могут иметь важное значение для подтверждения идеи о переселении с Вятки на Дон. Например: Чемордвинов может быть искажением от Шеморданов, деревня Шеморданы возле Карино.

Об Орлове. Есть вятская фамилия Бельтюгов. Ее смысл и происхождение толком никто не знает. Она могла быть дана выходцам из городка Орлова 15 в., когда его называли Балчуг. Фамилия Балчугов встречается, но не у нас. Интересно, что казаки глаза называют бельтюками. Возможно, по казачьему говору, фамилию Балчугов переделали на Бельтюгов. Вероятно город Орлов звался Балчуг, от булгарского балик – небольшая крепость, пригород.

Уже сейчас можно сказать, что это важный источник для получения информации по истории Вятки 15 века. Странно только, что о нём ничего не знали раньше. Повторю основные выводы.
1. С Вятки вывели много людей, но не всех.
2. Некоторые фамилии (роды) могли у нас полностью исчезнуть, поэтому в Тульских списках может быть ещё много других вятских фамилий.
3. Среди фамилий есть топонимические, их могли получить вятчане переселившиеся из одного вятского города в другой. Такие фамилии получали в момент переписи те, кто еще не имел собственных устойчивых фамилий. Можно сделать вывод, что таковых было относительно немного.
Желтиков - дер. Желтиковская возле Карино упомянута в грамоте сер. 16 века, а также совр. деревня на р. Юг.
Кошкаров - город Кокшаров (Кашкаров) назван в ПСВ. Можно связать с вятской фамилией Кошкарёв.
Колинин - распространенная у нас фамилия Калинин, также встречается у вятских удмуртов и татар.  В Джагфар Тарихы упомянут вятский город Колын, - отсюда получилась фамилия Колинин.
Котелнин - так звался Котельнич, фамилия есть в описях 17 века.
Микулин, Волков - фамилии, возможно, распространенные повсеместно, но древнейшие вятские города и веси (Микулицын город и Волковский погост) нельзя сбрасывать со счетов.
Батищев - Ботище старое название устюжско-вятского города Лальска.
Подосиной - поселение возле древнего городка Осиновец на р. Юг.

В Тульских и Вятских списках начала 17 в. нет фамилий Орлов, Хлынов, Вяткин, Шестаков, Слободин, хотя эти фамилии известны из более поздних документов и существуют ныне на Вятке и в её окрестностях. Это очень важный момент. Город Шестаков появился в 1540-х годах, поэтому отсутствие фамилии в Тульских списках говорит о появлении казаков на верхнем Дону ранее указанной даты. Слобожане упомянуты в описях Хлынова и др. мест на Вятке, а хлыновцы – в описи Слободского. Отсутствие таких фамилий в Тульских списках означает, что на момент первой переписи на Вятке (в 1489 г.) городов с названиями Хлынов, Слободской, Орлов и Вятка не было. Заметим, что этих фамилий практически нет и в ранних Вятских описях.

По Слободскому городу совпадающих фамилий немного: Каркин, Котелников, Демков, Малой (4). По окрестностям больше (включая Шестаков – 21): Киреев, Ледянкин, Бородин, Кашин (Кашкин), Истомин, Рысев, Филимонов, Сысоев, Карпов, Воробьёв, Якимов, Елкин, Раков, Скоков, Брагин, Юдин, Бабинцов, Харин, Жуков, Никитин, Булдаков. Можно предположить, что после 1489 года население города заметно изменилось, старожилы сохранились в основном в его окрестностях.

По Хлынову (15): Резанцев, Савин, Кашин, Киреев, Котельников, Леденцов, Лихачев, Жуков, Глазырин, Бабинцев, Глухов, Мальцов, Окулов, Гогаринов, Скорев. Некоторые совпадают с теми, что мы заметили в окрестностях Слободского. Это говорит о переселении из одного города в другой.
Нет фамилий типа Устюжанин, Вычегжанин, Лузянин. Это подтверждает известное мнение, что выходцы с Северной Двины появились на Вятке после 1489 г. Однако, есть  Мезин-Мезенцев (с р. Мезень). Мезень-река довольно далеко от Вятки, что говорит о водном пути, упомянутом в ДТ.

Фамилии от прозвищ и имен могли возникать независимо, но их в списке достаточно много, а это создает определенную статистически значимую группу. Независимое появление одинаковых фамилий на расстоянии 1000 км маловероятно.

 






< Покорение Сибири Ермаком: Ген грамма казаки1 Здесь указано генетическое расстояние между группами казаков и других народов. Наиболее близки к донским казакам оказались рязанцы. Это подтверждает гипотезу Е. Савельева о прохождении первых казаков с Волги в Дон через Рязанскую землю. Вятчан пока не изучали.

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
borgheus
23 окт, 2009 09:49 (UTC)
Дополнение
Из статьи в ВИКИ http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1% ... 0%B8%D0%B8:
"Первыми в русских землях приобрели фамилии граждане Великого Новгорода и его обширных владений на севере, простиравшихся от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII в."
Фамилии-прозвища (по местности или иной особенности) становятся настоящими фамилиями только при государственном учете - переписи, - так для чиновников удобнее проследить автобиографию человека (налогоплатильщика и потенциального преступника). С Вятки были выведены "большие люди" - часть населения городов, а не крестьян в нашем понимании. Предположительно, среди них было много новгородцев, бежавших на Вятку после 1478 г. Это повышает вероятность существования у населения вятских городов уже в это время фамилий или устойчивых фамилий-прозвищ. Ясно, что перед этим всех вятчан (по существу взятых в плен) переписали. Тем немногим, у кого фамилий не оказалось - присвоили фамилии от местности (города).
В Вятских описях встречается многожество «казаков». Орловский уезд, Котел. уезд: Деревни Казаковская. Слободской уезд: Деревня Казакова и др. подобные топонимы к югу. Имя-прозвище Казак просто так за красивые глаза не дадут (хотя, казачья внешность тоже о чем то говорит). Тут может быть семейная преемственность, или хотя бы минимальное в прошлом участие в казачестве (походах и т. п.). Довольная распространенность имени "казак" и фамилии "казаков" само по себе не случайно. Например, "... Казак Родионов сын Шешин..." – фамилия Шешин очень напоминает из Тульского списка "Шушин".
Казак - это вольный по происхождению человек. Поэтому казаками звали даже детей. (Они могли наниматься на работу, но могли при желании покинуть хозяина). В 17 в. почти все население России было зависимым, крепостным. Но сохранялась некоторая прослойка свободных людей. Из них формировались военные силы (прежде всего, казацкие), в том числе для освоения окраин расширяющейся империи. Правители были заинтересованы в сохранении этого контингента населения. На Вятке, исходя из ее истории, таких казаков было еще довольно много и в 17 в. Казак - не прозвище, а констатация принадлежности к сословию. Разумеется, постепенно казачье прошлое забывалось, превращалось в пустой звук, но что-то оставалось. Слово "казак", означавшее первоначально принадлежность к вольному военизированному сословию, превращалось в прозвище вольнонаемного человека. Этот процесс как раз и фиксируют переписи 17 в.: сначала казачьи поселения "Казаковские" деревни, фамилии "Казаков", а затем - казак-наемный работник. Кстати, эти казаки вряд ли пахали землю, скорее, выполняли какие-то иные функции - например, охраны земель и угодий, перегон скота, извоз и т. п.
borgheus
23 окт, 2009 09:50 (UTC)
Дополнение 2
Многие из вычисленных вятско-казачих фамилий являются распространенными на сегодня, достаточно посмотреть тел. справ. Кирова; что косвенно свидетельствует об их давнем появлении на Вятке. Надо также иметь в виду, что далеко не все казачие фамилии могут быть определены через сравнение с Донскими. Скажем, какой-то род был полностью выселен с Вятки, или наоборот, - никто из него не попал на Дон, или отсиделся где, а потом вернулся домой.

В Тульских списках казаков есть фамилии Белов и Костиков, близкие по звучанию к Белых и Костриков. Семья Костриковых приехала на Вятку за несколько месяцев до рождения сына Сергея (будущего Кирова) из Пермской губернии. Известно, что Пермский край заселялся в основном выходцами с Вятки.
Фамилия Белых есть в ранних описях по Котельничскому уезду, - означены как выехавшие из Еренска, который входил в Казанское наместничество. Вспомним также, дер. Белую возле Кукарки, в которой жили Брагины. В Тульском списке есть Бело-брагины, у нас – просто Брагины. Имена Беляй и Беляк встречаются тут и там. (Упоминается также некое племя «беляков» на Вятке.) Белых могли быть уроженцами д. Белой, которая, как видим, в прошлом была известной казачей станицей. Вероятно, в 16 в. уцелевшие после «развода» средневятских городов казаки проживали в пограничной зоне между владениями Москвы и Казани (по линии Яранск – Кукарка – Уржум?).
Вполне возможно, что оба наши героя (имеются в виду Сергей Киров и Никита Белых) имели своими предками Вятских казаков.
Есаул Лепехин сообщает, что многие носители перечисленных им первых казачих фамилий продолжают жить в данной округе. Поэтому можно проверить их на генетическое родство с вятскими однофамильцами. Это дало бы ОЧЕНЬ веский аргумент. Правда, пар однофамильцев вряд ли наберется более двух десятков. Например, не все носители фамилии Калинин могут быть родственниками, а лишь выходцами из одного городка.
fix_care
3 мар, 2010 23:17 (UTC)
вятские корни
Здравствуйте!Помогите, пожалуйста информацией.
При генеалогическом поиске своих родственников дошла до их корней в Вятке. Фамилия Повышевы, уехали по столыпинской реформе на Алтай, в поисках земель. Знаю, что из вятского уезда. При поисках по книгам памяти, обнаружила, что почти все вятские Повышевы из деревни Повышево(старое название Замятинская). В переписи 1710 г. нашла только двух Повышевых в Вятском уезде. Между этими Повышевыми и переселенцами пробел. Какова вероятность происхождения от этого корня и где еще можно поискать?
С уважением, Ирина.
borgheus
10 мар, 2010 18:34 (UTC)
Повышевы
Нужных вам документов у меня нет. Советую обратиться на форум сайта "Наша Вятка" - поиски родственников. Там есть люди с опытом в этих делах, может поищут в своих закромах, или дадут советы как искать - нужны ВСЕ описи по Вятскому (Хлыновскому) уезду за 17-19в. Укажите точные даты переселения с Вятки, ФИО. Но не ссылайтесь на меня, у меня там есть недоброжелатели.
borgheus
19 май, 2010 15:47 (UTC)
Обратим внимание, казаки на верхнем Дону, судя по описям, жили в слободах. В 17-18в. существовала особая область Слободская Украина, заселенная в основном служивыми казаками жившими в слободах. В грамоте 1428г. упомянуты «Вятка со слободами». В грамотах 16в. назван неоднократно «Верхний Слободской город» (иногда просто «Слобода»), который можно уверенно отождествить со Слободским городом. Отсюда можно видеть, что на Вятке в 15-16в. было, как минимум, две слободы – Верхняя и Нижняя. Это, вероятно, нынешний Слободской и Никулицын. Таким образом, имеем еще одно доказательство обитания казаков на Вятке.
tsr45
6 окт, 2013 16:34 (UTC)
От русских ушкуйников (с Вятки и Новгорода) действительно происходит часть старейшего у нас в России, Донского Казачества. Но только часть, так называемые, Верховские, которых исследователи однозначно относят к северо-русскому типу.
В то же время более старшие Низовые Донцы- явные степняки и южане. Поэтому говорить, что Вятка- Родина всего казачества, по меньшей мере, претенциозно. Скорее, его части.
borgheus
11 окт, 2013 12:43 (UTC)
Недавно мой френд skygrad нашел, что Вятка помимо ушкуйников заселялась бродниками-берладниками, а это как раз южная компонента казачества. Его работа Казаки Гази Бараджа здесь http://samlib.ru/h/harin_e_a/
tsr45
12 окт, 2013 09:35 (UTC)
Всякое может быть, я все же склоняюсь к тюрко-черкесской версии, хотя если говорить о такой сборной солянке пассионариев как казачество, то все версии могут иметь право на существование. Ошибочно будет скорее указывать на один источник, отрицая все остальные.
borgheus
18 окт, 2013 12:23 (UTC)
По современным, еще не полным, данным о генетических типах казачества, тюрки и черкесы составляют меньшинство. Больше разных славян и немного (по 5%) скандов, германцев и финнов.
borgheus
18 окт, 2013 12:26 (UTC)
На Вятке как на окраине русского ареала в 13-15 веках произошел начальный этногенез казачества. Потом после разгрома республики казаки разошлись, в их ряды вливались выходцы из других народов. Но основа могла быть с Вятки, больше не откуда.
tsr45
25 окт, 2013 08:24 (UTC)
"По современным, еще не полным..."
Нынешние генетические исследования (также как и прежние антропологические, если вспомнить того же Бунака с его донской серией) страдают одной деталью: крайне слабой выборкой. Бунак строил свои исследования на нескольких десятках казаков (из сотен тысяч), но это хотя бы были настоящие казаки. У кого брали данные пробы нынешние генетики- большой вопрос. К тому же как уже отметил, крайне малая выборка позволяет манипулировать результатами и подстраивать их под свои желания. Я такое уже встречал.
borgheus
5 ноя, 2013 09:16 (UTC)
Согласен, что указанные исследования не вполне репрезентативны. Но других пока нет. Кроме того, надо иметь в виду, что казачество 19в. и тем более, современное, наверняка сильно отличается от первых казаков 15-16в. Нужно иметь механизм выделения их из обширной массы влившихся в 17-18в.
( 12 комментариев — Оставить комментарий )