?

Log in

Next Entry

Заключение

Существование Вятской республики признают практически все источники: булгарские, египетские, косвенно русские, а также почти все историки разных веков. А где как не на окраинной свободной земле формироваться вольному казачеству?! Другой подходящей территории в 13-15в. просто не было. В виду соседства с русским новгородским севером, казаки, бывшие по своему происхождению булгарами, обрусели и христианизировались. Впрочем, русских (9-15в.) нужно рассматривать как культурно-социальную общность, в этническом плане это были очень разные люди. Не случайно они звались более по месту проживания: новгородцы, рязанцы, вятичи и вятчане. Да и о происхождении самих булгар есть разные мнения, полной ясности нет до сих пор. Историк Илловайский, например, считал их славянами, написал об этом книгу, где собрал много фактов.
К 17в. Вятка стала внутренней провинцией, казакам здесь уже давно было делать нечего, большинство ушли в разные стороны, на Дон, Днепр, в Сибирь. Тогда для сокрытия неудобного вольного прошлого и сочинили выдумку про единомоментное заселение Вятки беглыми новгородскими холопами. А до того здесь, якобы, ничего не было, кроме диких народов. Богатейшие Вятские клады и др. находки растащили по столицам, малоизученную археологию нашего региона пытались приспособить к мифу "Повести о стране Вятской". Когда не стало получатся, - вообще всё замолчали, вынеся резолюцию: "средневековой истории Вятки не существует!"
НЕТ НИЧЕГО и спросить не с кого!

Часть современных татар - это отатарившиеся финноугры. Так же как часть нынешних вятчан - обрусевшие. Это всем известно и подтверждается фактами. Так что взаимопроникновение и сходство языков объяснимо.
Сохи применяли для обработки земли в начале 20в.
Пестриков верно заметил, что в 19в. было сделано много для понимания нашей истории. К сожалению, в тот период археология была еще слабо развита, при производстве раскопок значительная часть возможного для изучения материала пропадало, отбирали в основном заметные вещи: металлические изделия, целую керамику. Но прогресс был, особенно в области сбора источников. Полученные данные привели к необходимости пересмотреть старые взгляды навязанные в ПСВ.
В Сов. период история Вятки как наука деградировала. Сама Вятская республика не отрицалась, но время ее существования свели к нулю: утвердилось мнение, что первые русские прибыли сюда в 1374г., а вскоре после этого (в 1379) Вятская земля уже была причислена к владениям Суздальских князей, а потом Московских. При этом, Вятку временами завоевывали татары. Так что от республики ничего не оставалось.
Последние годы историки, изредка пишущие что-то о Вятке, стали отрицать роль ушкуйников в основании у нас первых русских поселений. Действительно, городища с русскими находками датируются, по крайней мере, на 50 лет раньше летописного свидетельства о появлении на Вятке и в ее окрестностях ушкуйников, которых по традиции считают новгородского происхождения. В добавок к этому, обнаруженные в Никульчино первоначальные жилища-полуземлянки не характерны для обитателей севера. Противоречия налицо. И их тем больше, чем дальше вникать в суть имеющихся фактов. Поэтому все споры-разговоры свелись к, казалось бы, безобидному обсуждению даты основания Хлынова (в 12в. или в 14). Однако, и тут все не так просто. Но об этом уже исчерпывающе написал г. borgheus.
Возвращаясь к теме. Казаков большевики не жаловали, но всячески истребляли. Казаки считались (и справедливо) врагами Советов. События гражд. войны на сев-востоке нашего края также могли сыграть роль в неприятии казачьего прошлого. Так что замалчивание Вятского казачества вполне понятно. К сожалению, в наши относительно вольные времена инерция прошлого сохраняется. Этому способствует историческая малограмотность и недостаточность жизненного опыта подавляющего большинства даже продвинутых пользователей интернета. Я сам еще лет 10 назад в вопросах нашей истории питался скудными выжимками из общедоступных источников. Этим объясняется присутствие в моих ранних работах устоявшихся мифов.


Новгород и Вятка – зримый пример иного пути развития России. Пример отрицающий неизбежную присущность русскому государственному устройству авторитарных и тоталитарных методов управления. Это вечный укор Москве и угнездившейся в ней бесчеловечной царской власти, раздавившей на Русской земле свободу и демократию. Поколениями ангажированных историков было сделано всё, чтобы скрыть это, оправдать тиранию и всеобщее рабство. Были переписаны летописи, фальсифицированы документы, искажены до полной противоположности факты, написаны тысячи лживых псевдоисторических книг. Да и нынешние историки не спешат тревожить скелеты в родном шкафу, пристраиваются к привычному ещё при царе горохе заданному курсу. Но в 21 веке шило Истины в Интернет-мешке уже не утаишь. Монополия официальных историков уходит в прошлое, у массы людей появляется новое средство получения и обмена информации, что способствует распространению идей и появлению новых исторических представлений.

Придворные историки задним числом как могут выправляют ее согласно последним указаниям партии и правительства. Получается краткий курс ВКПб, Повесть о стране Вятской или учебник для средней школы. Многие верят, что там написано, или делают вид, что верят. Большинство людей нелюбопытны, остальным на все наплевать.

 

Вообще, Вятку сильно недооценивают. Тогда как археологические находки свидетельствуют о высоком уровне развития у нас производства и всего прочего, во многом (особенно в оружии) даже опережая все иные регионы Руси 9-15 веков. В частности, на Вятке и Каме находят во множестве весьма своеобразные мощные наконечники стрел, сравнимые с ними в др. регионах появились только спустя 2-3 столетия. Вероятно, это были арбалетные стрелы. Разгром и умышленное забвение, распространение баек и уничижительных прозвищ - всё было сделано для сокрытия нашего прошлого. Арских князей, например, отказались в 17-18 в. признавать, сколько те ни подавали прошений с доказательствами своего княжеского достоинства.

 

ПОДВЕДЕМ НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

1. Совпадение десятков фамилий в списках казаков верхнего Дона и одновременных с ними переписных книгах по Вятским уездам не может быть случайным. Оно отражает факт переселения части вятчан на южные границы Московии, известный из сообщений летописей за 1489 г. О каком-то заметном передвижении людей в обратном направлении сведений нет.
2. Тот факт, что в сравниваемых списках отсутствуют фамилии от названий городов Хлынов, Слободской и Орлов, свидетельствует, что городов с такими названиями на момент развода Вятки в 1489 г. не существовало.
3. Из анализа фамилий следует, что на Вятке в конце 15 в. существовали такие города: Колин, Котелнин (Котелно), Балчуг, Кошкар(ов) и Микулин. Так как выяснилось, что Слободской это, скорее всего, Кошкар, а существование Хлынова в 15 в. не подтверждается археологией, то имя Колин было утверждено за Ковровским городищем.
4. Город Хлынов был построен как новый центр власти на Вятке примерно в 1530 г. путем переселения жителей из других Вятских и Московских городов. (Об этом, кстати, говорится в СВ-ПСВ.) Котельнич, вероятно, до взятия Москвой назывался несколько иначе – по аналогии с Новгородским городом – Котелно, статус города-крепости он получил где-то во второй половине 15в. Об Орлове сказать определенно трудно. Возможно, старый Орлов – Балчуг – был полностью уничтожен.
В начале 14 века всвязи с потерей контроля Новгородом Вятской области на Моломе и вероятным притеснением христиан, часть вятчан перебралась в Новгородские и др. соседние с Вяткой земли (Чердынь-Вятское городище). Так появились два основных очага ушкуйников, наносивших слаженные удары по булгарам и татарам. Возможно, существовали и другие пункты временного сосредоточения вятчан: на р. Юг, Сысоле и верхней Чепце (Иднакар-Глазов). С началом смуты в Орде и ослабления Булгарии в 1359-60 году они стали постепенно возвращаться на родину, для чего наносили удары по нижней Каме и Вятке. В 1391 году они пережидали некоторое время на Вычегде, чтобы в следующем году вернуться на Вятку и с новыми силами напасть на нижнюю Каму.
На окраинной Вятке, где постепенно собирались остатки древнерусского и отчасти булгарского этносов, сформировалось начальное ядро казачества (Запорожского, Донского и Гребенского). Население Вятских городов составлялось, предположительно, из следующих групп:
а) военизированное сословие Вятичской земли (колбяги?) 11-12 века;
б) Донские бродники и Арские ушкуйники (славяно-хазарского происхождения?) в 13в.;

в) Новгородцы (постоянно с 10 по 15 века).
Эти группы к середине 15 в. в какой-то мере перемешались, поэтому можно говорить о формировании более-менее однородного Вятско-русского субэтноса, ставшего в конце 15 в. основой казацкого.
Разделение по вероисповеданию первое время не имело, видимо, принципиального значения при формировании казачих отрядов. Судя по донским спискам, среди казаков было некоторое количество выходцев из окрестностей Карино (бесермен).
Так как население Вятских городов 12-15 веков представляло собой сложный по происхождению и лишь отчасти перемешавшийся конгломерат выходцев из различных земель, в том числе выходцев из Булгарии и местных финно-угров, то Вятская земля делилась на части:
Арская, вокруг Чуршинской крепости;
Колынская, вокруг крепости в устье Моломы.
Южная часть Вятки (от Уржума) принадлежала Булгарскому государству, а с 15в. Казанскому царству.
В конце 13в. на Вятку прибыло военное соединение (около 1000 воинов) из  разгромленной татарами Арсы. По булгарскому названию города их назвали ушкуйниками. Эти воины-наемники (колбяги-козаки) сложного происхождения (основа - западные славяне) располагались в Микулине и Слободском городе, имевшем в ту пору булгарское название Колбаган (позже Кошкар) Первоначально они являлись основой военных сил Арских князей, обосновавшихся на Чуршинском городище. С принятием ислама эти князья постепенно потеряли поддержку христианского населения Вятки, и вынуждены были опираться на местных язычников (финноугров-вотяков) и мусульман (бесермен и татар). Во второй половине 14в. всвязи с прибытием на Вятку новгородцев и обрусевших ушкуйников, Арским князьям и поддерживавшим их пришлось отступить на другой берег реки в район Карино. Так на северовостоке Вятской земли появилась Вятская казачья республика.

Если догадка о происхождении сюжета СВ о взятии Микулицына и Кошкарова от реальных преданий о событиях 1489 г. верна, то можно добавить следующее.
Между временем взятия Хлынова (примерно 20 авг.) и полным разводом Вятки 1 сент. прошло довольно времени, для того чтобы войско подошло к Слободскому-Кошкарову. Очевидно, что его жители не стали испытывать судьбу: часть успела покинуть город и его окрестности, оставшиеся сдались на милость победителей, но, судя по фамилиям, были выселены в сельскую местность (в Вятских описях 17 в. фамилии из Тульского списка встречаются почти исключительно вне городов). Бежать Кошкаровцы могли только на судах вверх по реке, так как снизу двигалась судовая рать устюжан и двинян.
Из раннего варианта текста в ПСВ сохранились туманные воспоминания о городе Кошкарове и Чуршинской крепости, но их для конспирации отнесли к Котельничу и Никульчино. Вероятно, население Кошкара было почти полностью обновлено, и город переименовали в Верхний Слободской. Нижний Слободской город (Микулин), видимо, сильно пострадал, его укрепления более не восстанавливались, и он стал селом.
Можно видеть, что северо-восток Вятки с центрами в Карино и Слободском в первой половине 16 в. сохранял некоторую самостоятельность. Это подтверждает грамота 1522 г. Этот регион, по мнению Е. Х., назывался Слобода, и был основной территорией Вятской казачей республики. Она была нужна Москве до окончательного разгрома Казани. После этого уцелевшие потомки вятчан-казаков были выселены из Слободского города в сельскую местность. Возможно, некоторые из них отделились в Шестаковском городке, ставшем во второй половине 16 в. последним форпостом вольностей на Вятке. Сюда бежали от поборов властей со всех концов. Не случайно в районе Шестаково в 17в. отмечается наибольшая в Слободском уезде концентрация казачих фамилий с Тульского форума. Здесь долго сохранялись своеобразные древние традиции, а мужики Шестаковской округи еще несколько десятилетий назад славились буйным нравом. Многие вятчане ушли в верховья Вятки и Камы. Здесь из них формировался отряд Ермака, а затем отсюда уходили и другие переселенцы в Сибирь. Последним испытанием для старых и новых вятчан были события Смутного времени, после чего Вятка превратилась в тихую провинцию и место ссылки.

Северозападная часть Вятки с центром в Колыне попеременно контролировалась новгородцами и булгарами (с 1459 г. Москвой и Казанью).
Учитывая стратегическое значение устья Моломы, отсутствие фамилии Хлынов, а также то, что Ковровское городище существовало до начала 16 века, а укреплений Хлынова 15 века до сих пор не обнаружено, нами был сделать важный вывод, что под главным городом на Вятке, названном в Джагфар Тарихы Колын, нужно понимать Ковровское городище с посадами. Эта крепость была опорной на северной границе Булгарского государства, здесь проживали их представители, губернаторы и послы с охраной. Это подтверждает археология: булгарская, татарская, русская и славяноидная керамика, а также другие разноэтничные находки. Булгары (и казанцы) всегда стремились контролировать Колын, а через него и всю Вятку, ввиду его стратегического положения на пути в Устюг и верховья реки Вятки с их независимым от русских земель выходом через «ничейные» верхне-Пермские земли к Новгороду и Скандинавии.
Однако, нельзя считать крепость Колин (построена по ДТ в 1150 г.) исключительно булгарской или татарской. Булгары (и татары-ордынцы), судя по керамике, составляли только часть населения этого города-крепости. Рядом с ним еще ранее появился втрое больший по площади городок новгородцев (балик Нукрат по ДТ) – Шабалинское городище, где % нерусских находок меньше. Комплекс поселений в устье Моломы со стороны воспринимался как один город с посадами, в 12-14 в. по размерам он был наибольшим городом на Вятке. Новгородцы называли его Молога (по реке Моломе); булгары – Колын (с 1220 по 1304 г., когда булгары потеряли контроль над городом, – Нукрат – Новгород), а отдалённые растоянием москвичи и др. русские – Вятка (по наиболее известной в регионе реке). Последнее название в нашей местности применительно к данному городу не употреблялось, судя по распространенной фамилии Колинин, город назывался Колин (означает - колония, вольное поселение).
В 15 веке в неск. км ниже по реке появился город Котельнич; нельзя исключить, что он был основан прибывшими на Вятку новгородцами. Мощные укрепления Котельнич получил только на рубеже 15-16 в., когда, уже при новой Московской власти, стал пограничной крепостью. Граница отодвинулась на юг, город Колин постепенно утратил значение и в начале 16 в. был ликвидирован. Уцелевшие после всех передряг жители Колина, Микулина и отчасти Кошкара были переселены в новый большой город - Хлынов.

Что касается возникновения казачества, то можно сказать следующее. Казаки как явление жизни были в подонье и до прихода сюда вятчан. Но это были "отатаренные" казаки, особые отряды ордынского воинства. В 1390-х годах по всему югу Орды и Булгарии прошелся каток Тамерлана. Часть татар была перебита, часть уведена в плен в Среднюю Азию, остальные бежали на север в Московию. Степи обезлюдели, города Сарайской Орды захирели. Поэтому в 15 в. на Волгу, Дон и Днепр устремились вятские и другие вольные люди, когда их стали притеснять усилившиеся Москва и Казань. Историки Донского казачества отмечали в 19 в. поразительную схожесть диалектов вятчан и казаков. Некоторые общие словечки заметны до сих пор. Версий происхождения казачества много десятков, но ни одна не имеет такой доказательной базы как Вятская. Другое дело, что история наша переврана, а потому не могла быть в прошлом наглядным подтверждением этого факта. Фальсификация Вятской истории вызвана отчасти как раз ее казачий прошлым. По промосковской версии казаки - беглые крестьяне, разбойники, то есть разный сброд. Кстати, так же величают и вятчан в CВ и др. "документах".

Первые жилища в Никульчино были полуземлянки южного типа, встречающиеся в домонгольском среднем Поднепровье. В настоящее время этот регион (к востоку, югу и западу от Киева, в т. ч., Поросье), по археологиии соотносят с территорией расселения союзников Киевских князей - «чёр-ных клобуков» (черношапочников) - торков, берендеев и печенегов и др. степных народов, пере-шедших к полуоседлой жизни. Эта культура была близка к протобулгарской (Салтово-Маяцкой) и раннебулгарской, особенно по типу укреплений (эскарпы, округлые городки, протяженные валы и др. см. работу Моргунов Ю. Ю.). На Вятку данный этнический элемент мог попасть опосредован-но через Волжскую Булгарию. То, что казаки на Вятке имели южное происхождение, с Приказа-нья, не вызывает сомнений. Какое-то время в начале 14в. эти казаки-ушкуйники (или часть их) жили севернее Вятки в Новгородской земле.
Выше были высказаны следующие гипотезы происхождения казаков Приказья.
1. От наемников колбягов - прибалтийских выходцев, западнославянского происхождения (с ост-рова Артан-Рюген). Колбяги составляли охрану правителя Булгар, и жили в отдельных городках рядом с его замком. Калган - так называли их в Булгаре и Учели. На Вятке соседний с Чуршин-ским замком город Слободской мог называться в домонгольские времена так же, сохранилось его древнее булгарское название «Коллога» или «Калга».
2. В Джагфар Тарихы упоминаются влиятельные одно время феодалы-рыцари - Казанчии. Основ-ной территорией их расселения было Приказанье.
3. В ДТ также упоминается популярный в 12в. религиозный орден «Грачи». Прослеживаются его связи с вятчанами («гарачцами») и с русами-скандинавами из рода Хум. Последним убежищем «грачей» было Елабужское городище Алабуга, имевшее в прошлом название «Саддум». По ДТ это слово означает Скандинавию.
4. Можно, также, предполагать связь раннего казачества с бродниками и «флотом Ширдана».
Пока трудно сказать, какая из названных версий более вероятна. Нельзя исключить и синтез всех указанных ветвей. В 13в. в период противостояния монголо-татарской экспансии шло быстрое объединение всех сопротивляющихся, концентрация сил вокруг Казани, а с ее падением - на Вят-ке. Из сплава остатков древнерусского и древнебулгарского этносов и родилось казачество.

***
В настоящее время остро обсуждается вопрос о возвращении г. Кирову «исторического» имени. Таковым без веских оснований считают «Вятка». Но, как мы выяснили, это не так.
1. Первоначальным названием города во всех известных документах 16-17 в. является «Хлынов». Основан он был около 1530 г. на пустом месте (поле Балясковом). В непосредственной близости от его первоначального расположения находилось древнее славяно-вотское поселение язычников 9-15 веков. Жизнь на нем прекратилась, вероятно, в следствии разрушения русскими, предположительно, в начале 15 в. Как называлось это село, – неизвестно (вариант – Кукмор?). Прямой преемственности его с городом Хлыновым нет.
2. Имя Хлынов произошло от видоизмененного булгарского «Колын», что в свою очередь является слегка искаженным от славянского «Колин».
3. Город Колин в устье Моломы в отдаленных от нашего региона русских землях звали Вятка (по известной реке). У нас же это название вряд ли в ту пору применялось. Можно предположить, что только с прибытием в наш регион переселенцев с центральной России в 17-18 в. это название стало иногда употребляться в обыденных разговорах в качестве второго (неофициального) для главного города на реке Вятке. И лишь впоследствии оно было утверждено указом.
4. Так как прослеживается факт переноса города Колина на место Хлынова, а также учитывая, что в 14-15 в. город в устье Моломы иногда звали Вятка, то переименование Хлынова в Вятку имело под собой некоторые основания. Правда, оговорюсь, название Вятка употреблялось в отношении города Колина лишь сторонними людьми.
5. Имена Вятка, Хлынов и Киров – все равнозначно исторические. Вятка – значит Великая река, возможна связь этого слова с именем верховного божества германцев и западных славян – Вотан-Один. Слово Вятка из-за ассоциации с местностью вокруг города Колин на реке Вятке получило дополнительное значение – Клин: клин земли врезавшейся в чужие владения, а также боевой клин – вятка-ватага. Хлынов – оригинальное имя для новопостроенного в 16 в. города. Киров – наш земляк, популярная в свое время личность. Кроме того, есть христианский святой Кир. В древнем Новгороде по имени церкви этого святого была "улица Кирова".
Таким образом, название нашего областного центра должны выбрать сами жители города после ознакомления с полной и всесторонней информацией по его истории. К сожалению, этого не происходит, и вся дискуссия сводится к политическим спорам, исходя из часто случайных личных предпочтений.

* * *
Многие материалы в данной работе имеют эксклюзивный характер. Можно даже сказать, что сделан важный шаг в осмыслении нашей истории. Отныне уже никто более не имеет право повторять избитую фразу: «нет ничего темнее истории Вятки…». Тьма из наслоений многовековой лжи основательно рассеяна. У Вятской земли есть своя героическая история, не похожая ни на чью.

Е. Харин </fck:meta>

skygrad


Слободской город – Кошкар.

Подготовка и обработка материалов с форума "Наша Вятка" сделана borgheus

Дополнения

Материалы по истории 1

Материалы по истории 2

Материалы по истории 3

Материалы по истории 4

Материалы по истории 5

Материалы по истории 6

 

Вятская археология

Могильники Волго-Камья

Размышления о нашей истории

 То же, но с моими дополнениями см. в http://zhurnal.lib.ru/u/ustinow_b_g/